Психология спорта

Социально-психологическая служба школы предусматривает работу с обучающимися, их законными представителями. При необходимости с обучающимися проводятся коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия.

Памятка будущему победителю

Все победы начинаются с победы над самим собой.

Леонид Леонов

        «Если вы чего-то боитесь, значит, вам туда!»

     А чтобы побеждать на соревнованиях – необходимо, прежде всего, победить свой страх.

Есть замечательные спортсмены, которые отлично тренируются, но не могут справиться с волнением на соревновании и только поэтому не занимают призовые места и не получают высшие награды. А победить нужно не соперника, а свой страх! И ещё задолго до самого соревнования!

Волнение перед выступлением – это нормальная реакция организма. Зачастую оно способствует усиленной работе мозга. А как только оно пройдет, вы испытаете моральный и физический подъем и справитесь с задачей самым наилучшим способом. Нет таких людей, которые абсолютно не волнуются.

«Всё в наших руках, и поэтому их нельзя опускать».

На каждом этапе (до, во время и после соревнований) спортсмен испытывает стресс.

     До соревнований. Пожалуй, самыми волнительными, интересными, мучительными и стрессовыми днями в карьере спортсмена являются дни подготовки к соревнованиям. Во время соревнований думать, сомневаться и бояться некогда — нужно действовать. Подготовка к соревнованиям — совсем другое. Ситуация непредсказуемости, неопределенности. Иногда мы даже не знаем, как будут выглядеть наши соперники и чего от них ждать. Мы чувствуем, что на нас надеются (тренер, команда, родные и близкие), стремимся во что бы то ни стало не разочаровать их. Мы несем на плечах огромный груз ответственности за честь своей команды, города, региона, страны.

     Во время соревнований. Бывает, после приглашения на ковёр у спортсмена начинают дрожать руки, по спине струится холодный пот, учащается пульс настолько, что становится трудно дышать. А ведь есть еще такое явление, как форс-мажор — когда что-то случается с формой (рвётся, например), оружие ломается, спадают онучи и т.д.

      После соревнований. Во время ожидания результатов выступления спортсмена так же может преследовать стресс: неизвестность, страх оказаться хуже всех, не оправдать возложенных надежд.

«Если вы не умеете снимать стресс, не надевайте его».

Мы хотим предложить вам ряд психологических советов и полезных рекомендаций относительно того, как можно преодолеть страх и волнение на всех этапах соревнований:

1. Ведите себя внешне спокойно и уверенно.

Спокойные и размеренные движения успокаивают разум, прогоняют страхи и придают уверенности. Следите за своими движениями, специально замедляйте их.

2. Научитесь делать дыхательные упражнения и используйте их, чтобы успокоиться.

Когда человек волнуется, у него учащенное сердцебиение.

     Необходимо глубоко вдохнуть и выдохнуть. Проделать это упражнение несколько раз, пока дыхание не нормализуется и не придет в нормальное состояние.

      В острые приливы страха и волнения перед соревнованиями может помочь такой прием: короткий резкий вдох + три коротких резких выдоха (вдох и выдохи - не в полную грудь).

     Сконцентрируйте всё внимание на собственном носе. Почувствуйте, как воздух поступает в нос и выходит из него. Понаблюдайте за своими ощущениями.

     Очень глубоко вдохните носом и задержите дыхание. Затем медленно выдохните ртом на счёт 5.

     Кому-то помогает просто "продышаться" полной грудью, попробуйте разные варианты и найдите свою "дыхательную формулу" для успокоения нервов.

     И помните: «Стойкий дух прочнее клинка».

3. Не обращайте внимания на титулы соперника.

«Единственный способ стать умнее – играть с более умным соперником».

Полезно выступать на соревнованиях, соревнуясь с более сильными соперниками. С одной стороны – есть за кем тянуться и у кого учиться выигрывать. С другой стороны – необходимо уметь переживать проигрыш как обычную рабочую ситуацию. Делать выводы – и идти дальше.

Многие молодые спортсмены, узнав, что им предстоит сражаться против маститых профессионалов, впадают в жуткое уныние и выходят на ковёр уже с настроением проигравшего, т.е. проигрывают соревнование еще до соревнования.

Поэтому не обращайте никакого внимания на титулы соперника, ведь он не родился чемпионом, да и к тому же он волнуется не меньше вас, а может быть, даже сильнее, так как у чемпиона имеется определенная ответственность и обязательства перед тренером и зрителями - ведь его объявляют как победителя, и он должен соответствовать этому.

4Используйте мотивирующую музыку перед соревнованиями.

«Спорт и музыка вымывают прочь из души пыль повседневной жизни».

Слушайте мотивационную музыку перед конкурсом - правильная музыка может реально помочь избавиться от страха и переживаний перед предстоящими соревнованиями. Поэтому не лишним будет носить с собой плеер и перед выступлениями слушать мотивирующие треки. Мы можем вам предложить следующие музыкальные композиции: “Epic Music Climbing”, “PostHaste Music Library”, “Steve Mazzaro”, “Generdyn Music”, “Instrumental Core – Other Worlds”.

5Используйте мотивирующее видео перед конкурсом.

«Фильм должен начинаться с землетрясения, а потом напряжение должно нарастать».

Это могут быть отрывки ваших лучших выступлений, выступлений вашего тренера, фильмы, помогающие вам поверить в себя.

6Психологически настраивайтесь на выигрыш.

«Только начинаю привыкать к хорошей жизни, а она становится ещё лучше!»

Повышайте самооценку. Заниженная самооценка выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Подобные ощущения вынуждают человека попадать под манипуляцию со стороны других: супруга, родителей, собственных детей. Всё это отнимает очень много сил, поэтому так важно иметь адекватную самооценку, а для этого:

Ведите дневник своих успехов!!!

Привлекайте родных к тому, чтобы вам помогали повышать самооценку, озвучивая позитивную оценку вашим действиям и поступкам, если они того заслуживают.

Используйте установки самовнушения, повторяя про себя: "Я отлично подготовился - я выиграю!",  "Я быстрее, сильнее и выносливей соперника - я выиграю!"

Найдите свою формулу самовнушения, которая позволит вам настроиться на хороший результат

7. Спросите себя - "А чего я боюсь?"

«Не бойся выглядеть трусом, а бойся быть им».

И постарайтесь ответить на этот вопрос. Представьте самый страшный вариант исхода соревнований, и вы поймете, что часто страх не реальный, а больше надуманный и вымышленный, и бояться, по сути, нечего и некого!

Одно из упражнений, которое мы рекомендуем, заключается в том, чтобы на бумаге написать себе вознаграждение за любой достигнутый результат (например, «если я буду в середине», «если я буду в пятерке», «буду в тройке», «2 место», «1 место»).

8. Хорошенько отдохните и выспитесь перед соревнованиями.

«Дорогой сон! Давно в детстве у меня были с тобой проблемы. Но сейчас я ТАК ТЕБЯ ЛЮБЛЮ!»

Зачастую нервозность, страх и волнение вызвано именно тем, что мы плохо отдохнули перед предстоящими соревнованиями. Поэтому непременно хорошо отдохните и выспитесь накануне соревнований, стараясь избегать тяжелой физической работы за день или два перед соревнованиями - организм должен отдохнуть.

10. Обратитесь к Богу или медитируйте перед соревнованиями.

«Не говори Богу, что у тебя есть проблема. Повернись к проблеме и скажи, что у тебя есть Бог».

Если вы верующий человек, тогда вам очень может помочь успокоиться чтение молитвы или посещение церкви накануне соревнований. Медитация также может помочь избавиться от страха перед предстоящим соревнованием

11. Займитесь любимым делом.

«Занимайтесь любимым делом, и вам никогда не придётся работать».

За день до соревнований постарайтесь заняться любимым делом, которое успокоит ваши нервы - почитайте хорошую книгу или посмотрите хороший фильм, сходите на массаж и т.п.

12. Воспринимайте будущие соревнования как тренировку.

«Тренировка и есть то место, где отдыхают душой и телом».

«Существует 3 причины неявки на тренировку: «1. Умер. 2. Заболел и умер. 3. Убили».

 Относитесь к предстоящему соревнованию не как к концу света, а как к обычному занятию, как будто это просто тренировочный день, а не серьезное соревнование. А очередного соперника воспринимайте как препятствие, через которое нужно просто перешагнуть, поднявшись на ступеньку выше в вашем мастерстве. Выходите на ковёр не с целью победить, а с целью показать свою лучшую работу, продемонстрировать свои умения.

13. Не бойтесь критики после выступления.

«Избежать критики легко: нужно ничего не говорить, ничего не делать и быть никем».

Некоторые тренеры ругают и отчитывают своих подопечных после плохого результата. И часто спортсмен боится не столько проиграть, сколько порицания своего тренера или родных после конкурса. Отнеситесь к критике как к способу изменения себя в лучшую сторону. От тренера вы услышите именно то, что поможет вам в дальнейшем побеждать.  Тибор Фишер сказал: «Если останавливаться всякий раз, когда тебя оскорбляют или в тебя плюются, то ты никогда не дойдёшь до места, куда тебе надо попасть».

14. Хорошо готовьтесь к соревнованиям.

«Возможно всё! Просто на невозможное требуется больше времени».

Чем лучше ваша подготовка, тем меньше страх. Готовьтесь физически в преддверии соревнования. Такой подход вполне оправдан, поскольку в противостоянии побеждает сильнейший и быстрейший. Важно понимать, что и противники тоже настроены победить. Они также будут выкладываться на тренировках, чтобы подойти в нужной кондиции к дате соревнований. Делайте то же самое – работайте до седьмого пота и даже чуть больше, чтобы иметь некоторое преимущество и запас сил.

Поэтому серьезно отнеситесь к подготовке и помните, что хорошая подготовка рождает уверенность в своих силах, которая, в свою очередь, убивает страх!

15. Найдите то, что мотивирует вас больше всего.

«Мотивация – волшебный пинок самому себе».

Это может быть желание достичь больших высот в боевом искусстве, или же доказать что-то себе - в любом случаем, попробуйте отыскать это "что-то", что будет для вас стимулом и что заставит отступить все страхи и волнения на задний план.

16. Физические упражнения способствуют снятию напряжения.

«Тренируй разминку!»

Перед соревнованиями хорошенько разогрейтесь. А также потрясите кистями рук, сделайте массаж каждой руки, пощипите мочки ушей, погладьте пальцы. Эти несложные действия стимулируют потоки крови и парализуют состояние волнения.

17. Чувство юмора – прекрасное лекарство от волнения.

«Чувство юмора – способность, позволяющая пережить отсутствие всего остального».

Поэтому, если есть возможность, поговорите с веселым, жизнерадостным человеком или даже «пофигистом». Он не только поднимет вам настроение и боевой дух, но и подскажет, что все в жизни проходит и не стоит ничему придавать большую значимость. Нервные клетки восстанавливаются с большим трудом, и в нашем состоянии здоровья заинтересованы только мы сами.

18. Разговор с тренером.

«Из сотни криков ты всегда услышишь шёпот тренера».

Попросите вашего тренера о проведении индивидуальной консультации перед соревнованиями. Спросите в приватной беседе о своих сильных и слабых сторонах, о том, на что нужно обратить внимание при выступлении. Бывает, 15 минут разговора по душам с вашим гуру хватит для того, чтобы поверить в себя. Соблюдайте установки своего наставника. Как бы вы хорошо ни анализировали противников, но все-таки ваш тренер понимает в этом аспекте намного больше. Пусть он проведет ту же самую работу и скажет вам, как нужно эффективнее всего действовать на ковре. Даже если ваши точки зрения расходятся, не спорьте, а доверьтесь его опыту.

19. Изучите стиль, достоинства и недостатки ваших соперников.

«Пока ты отдыхаешь, тренируется тот, кто потом тебя сделает».

За некоторое время до соревнований рекомендуем просмотреть видеозаписи выступлений ваших соперников и проанализировать их либо самому, а лучше всего вместе с вашим тренером. Понять его сильные и слабые стороны. Оценить собственные преимущества перед соперником. Ответьте себе на следующие вопросы: "В чем они меня превосходят? Какие у них слабые стороны? Как я могу использовать свои умения/подготовку против них? Какой их самый сильный прием? Что я могу ему противопоставить?"

20. Выработайте четкий психологический настрой.

 «Жизнь полосатая, но цвета выбираем мы сами».

 И победа, и поражение – это, прежде всего, образ мышления. Надо мыслить как победитель. Сила/мастерство и тактика – только половина успеха на соревновании. Остальная половина – ваша внутренняя установка. Именно она определит, победитель вы или побежденный. Чтобы оказаться в роли первого, вам нельзя ни на мгновение воспринимать себя как проигравшего. Вы должны не просто верить, но и чувствовать победу всем телом и разумом каждую секунду. Тогда вы обязательно придете к успеху.

21. Выкладывайтесь полностью.

 «Там, где кончается терпение, начинается выносливость».

 Иначе победить вы не сможете. Только безоговорочная самоотдача позволит вам занять призовое место. Нельзя ни в коем случае недооценивать противника. Всегда сохраняйте бдительность и не оставляйте ему не единого шанса.

22. Сделайте анализ результатов соревнования.

 «Думай головой, а не общественным мнением!»

 Если у вас все равно не получилось добиться высшей ступени пьедестала, тогда вам нужно понять почему. Проведите данную работу с тренером, чтобы не повторить этот результат.

23. Помните, что если вы участвуете в соревнованиях, если ваш тренер верит в вас, это уже 40 % победы в соревнованиях и 99% победы над самим собой. И это самое главное. Вы уже победитель.

24. И ещё: невозможно победить того, кто не сдаётся и твёрдо решил идти до конца.

25. Победы вам на соревнованиях!



Цвет в учебной и трудовой деятельности

Старинная мексиканская легенда гласит: когда-то, давным-давно, мир был чёрно-белым. Лишь на закате и на рассвете появлялись оттенки серого, чтобы чёрный цвет не переходил в белый слишком резко. А затем боги решили создать цвета, чтобы сделать мир более радостным обиталищем для мужчин, женщин и их детей. И тогда они забрались на верхушку огромного дерева и щедро разбросали цвета повсюду. И все эти цвета были не похожи один на другой.

О чём нам поведала эта бесхитростная легенда? О том, что мы всегда знали, но о чём мало задумывались. Цвет – это дар самой природы. Без него жизнь была бы монотонной, а мир – скучным и неинтересным. С цветом же не заскучаешь

Цвет – это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, играют и увлекаются им. Однако реакция детей на цвет совсем не такая, как у взрослых. Если вы – учитель, то цвет должен стать вашим союзником. Но вы должны правильно пользоваться языком цвета. Дети оперируют с ограниченной палитрой, которая расширяется по мере того, как они взрослеют.

Маленьких детей неодолимо тянет к ярким цветам. До десяти лет многие дети любимым называют красный или розовый цвет, а также жёлтый. Но после десяти лет они начинают предпочитать синий. Психологи считают, что это связано с процессом взросления и способностью испытывать различные оттенки настроения.

Цветовые предпочтения детей сильно связаны с половой принадлежностью. Большинство девочек предпочитают розовый, лавандовый и фиолетовый. Мальчики же любят чёрный и другие тёмные тона гораздо больше, чем девочки. Многие специалисты пришли к выводу, что тяга к разным цветам является врождённой, генетически запрограммированной.

Цвет – это отличное средство управлять детьми и подростками. Это средство используется самыми различными способами и приводит к самым разным результатам. Вы можете применять интерес детей к цвету, чтобы обучать, подталкивать и вдохновлять подрастающее поколение.

Дети учатся распознавать цвета задолго до того, как узнают их названия. Они указывают на яркие предметы, ещё не умея сказать «красный», «жёлтый» и «зелёный». Название цветов дети усваивают в возрасте от двух до пяти лет. Девочки обычно запоминают названия цвета раньше мальчиков. Как только ребёнок научился распознавать и называть цвета, цвет помогает ему усваивать новую информацию. Цветовое усиление определённых свойств помогает детям усвоить, что является для них опасным. Человеческий глаз сразу же замечает сочетание жёлтого с чёрным, а мозг автоматически воспринимает это сочетание как сигнал опасности. Используйте эти цвета, чтобы пометить те предметы, которые дети трогать не должны. Исследования психолога Сиднея Зенталла, штат Индиана, показали, что дети с проблемами внимания лучше справляются с заданиями, где для визуальной стимуляции используется цвет. Улучшение было столь же заметным, как и при применении лекарственных средств.

Цвет – это полезное средство для выражения эмоций, особенно тех, которые ребёнку трудно выразить словами. Прослушав весёлую сказку со счастливым концом, дети начинают рисовать жёлтыми мелками. Светлые тона дети связывают с позитивными эмоциями, а тёмные – с негативными.

Многие наши американские коллеги используют методику Кевина О'Коннора «Раскрась свою жизнь» для определения самочувствия и настроения ребёнка на их занятиях. Наилучшие результаты она даёт у детей старше шести лет, которые знают названия цветов и понимают собственные чувства.

Красный – это основной тёплый цвет. Порой он действительно вызывает в человеке ощущение тепла. Комнату, стены которой выкрашены красным (или хотя бы розовым), можно меньше топить, чем комнату, выкрашенную голубым. Если вы хотите создать в помещении, где вы занимаетесь со своими детьми праздничную, тёплую обстановку, накрывайте столы красной праздничной скатертью, и тогда этот цвет согреет сидящих за столом и вызовет у детей тёплые чувства ко всем, сидящим рядом с ними. Помните, что при кратковременной работе, как установил французский врач Ферре, красный цвет увеличивает производительность труда.

Розовый – смесь красного и белого цветов. Он у детей ассоциируется с понятием хрупкости. Поэтому, если вы хотите подчеркнуть в своей работе с детьми иллюзорность, недолговечность, эфемерность какого-либо предмета или явления, используйте для его изображения бледно-розовый цвет

Оранжевый – привлекает внимание, увеличивает частоту дыхания и пульса. В небольших количествах он будит в детях мысли о радости, веселье и ярком солнце. Если вы хотите, чтобы дети на что-либо обратили внимание, приняли этот предмет, ощутили его пряность и пикантность, попробуйте ассоциировать его у них с оранжевым цветом.

Жёлтый – тревожит и привлекает внимание. Этот цвет ребёнок замечает первым. Он всегда сигнализирует о чём-то новом, необычном, интересном. Сочетание жёлтого с чёрным вызывает ощущение опасности. Большое же количество жёлтого цвета быстро утомляет. Ещё один недостаток жёлтого цвета – он бывает связан с предательством (в средние века Иуду изображали в жёлтом одеянии), а также с неразборчивостью (жёлтая пресса).

Зелёный цвет ассоциируется с прочностью, надёжностью и долговечностью. При длительной умственной и физической работе повышению работоспособности труда способствует зелёный цвет. Нежные зелёные оттенки шалфея, мха и медной патины успокаивают, приносят чувство стабильности и уверенности в себе и других людях.

Голубой и синий цвета

Голубой цвет вызывает ощущение благополучия. Он ассоциируется детьми с постоянством, верностью, честью. Голубой является холодным цветом, что отвлекает от него внимание. Помещение становится зрительно выше, если окрасить потолок в голубой цвет. Подростки считают голубой цвет неформальным – например, столь любимые молодёжью джинсы пронзительного голубого цвета. Яркий кобальт, сочетание синего и красного считается глубоким, интригующим и возбуждающим.

Фиолетовый цвет.

Дети очень любят этот цвет. Очень часто этот цвет используется в товарах для детей. Он интригует, заставляет присматриваться к предмету, привлекает непроизвольное внимание ребёнка.

Нейтральные цвета: чёрный, серый, белый, бежевый и коричневый.

При их использовании основной акцент делается на дизайн. Нейтральные цвета не отвлекают внимания ребёнка. Он обращает внимание на фактуру и содержание предмета. Нейтральные цвета хорошо использовать в больших помещениях и в больших количествах. Они хороши как сами по себе, так и в сочетании с другими нейтральными цветами. Из них получается отличный фон, поскольку они усиливают основной цвет – вот почему чёрный используется часто в сочетании с красным.

При оформлении интерьера классной комнаты следует учитывать, что надписи, символы и формы предметов должны привлекать внимание. Определённую роль здесь играет контрастное и раздражающее размещение предметов. Контрастные размещения вызывают у ребёнка состояние напряжения, пробуждающее интерес к предмету. Однако длительное воздействие контрастов может вызвать состояние стойкого напряжения, что вредно отражается на здоровье.



Профессиональная  деформация

Профессиональные деформации — это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.

Известно, что труд положительно влияет на психику человека. С другой стороны, исследователи отмечают, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к:

  • появлению профессиональной усталости,
  • возникновению психологических барьеров,
  • обеднению репертуара способов выполнения деятельности,
  • утрате профессиональных умений и навыков,
  • снижению работоспособности.

Профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.

Способы преодоления профессиональной деформации:

    Необходимо научиться разделять профессиональную деятельность и частную жизнь. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни.

    Для психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо ограничивать работу пределами разумного и не позволять распространять ее на домашнюю жизнь. Семейные проблемы, являющиеся следствием «выгорания», могут быть облегчены “снижением рутинности”, когда люди направленно участвуют в специальных мероприятиях, полностью несвязанных с работой, которые позволяют им расслабиться, перестать думать о работе прежде, чем они добираются домой. Иногда это могут быть физические упражнения или уединение на некоторое время в парке, чтобы поразмышлять, или просто горячая ванна.

    Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.

    Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы работники делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.

    Использование "тайм-аутов". Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется, многие люди вынуждены работать практически без перерывов круглый год, находясь постоянно под действием стресса.

    Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию". Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению "выгорания".

    Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.

    Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы. При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к "выгоранию".

  Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома "выгорания". Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.

  Перспективным является использование личностно-ориентированных методик и арт-терапевтических техник с целью уменьшения профессионального стресса, профилактики и лечения синдрома эмоционального выгорания. Личностно-ориентированные методики должны быть направлены на познание своих личностных особенностей и развитие необходимых качеств и навыков. Арт-терапевтические техники в данном случае будут способствовать повышению психологической компетентности педагогов, снятию напряжения, развитию умений направлять свои негативные эмоции на неодушевленные предметы. В занятие можно включать приемы сказкотерапии, мандалотерапии, рисование и другие виды творчества.



Психология детского возраста

Согласно классическим и современным учениям, жизнь человека устроена по образу и подобию жизни Природы и Вселенной. Она лишь один большой цикл существования внутри других, ещё более великих циклов таинственного процесса эволюции, которые не может постичь ограниченный человеческий ум.

Психологи говорят о важнейших семилетних возрастных циклах (они считаются, начиная с рождения). Таким образом, человек получает все возможности для целостного и разностороннего развития своей личности.

От рождения до 7 лет.

Ребёнок в это время только начинает постигать мир. У него очень сильна связь с мамой.  Главную роль в его жизнедеятельности выполняет игра. При помощи игры ребёнок учится вхождению во взрослую жизнь.  В игре он учится общению с другими детьми,  в игре закладываются навыки семейных отношений («Дочки-матери»), основы профессий (дети любят играть в доктора, в парикмахера, в космонавтов, в продавцов и т.д.). Благодаря игре мы можем установить контакт с ребёнком, наладить общение. В это время ребёнок задаёт очень важные вопросы о смысле жизни, о прекрасном, о мироздании. Именно в этом возрасте рождаются первые мечты и стремления. Все его мечты, желания, стремления отражаются в его играх, рисунках, рассказах. Именно отсюда родители могут получить ценнейшую информацию о сокровенной жизни своего малыша. Именно в это время (а точнее – до 5 лет) мы можем сформировать у ребёнка чувство прекрасного, сензитивность. В это время нужно давать ребёнку слушать красивую музыку, размышлять над ней, учиться её почувствовать. Можно попросить изобразить на бумаге, в красках, услышанное. В это время нужно показывать ребёнку образцы живописи  (Рафаэля, Леонардо да Винчи, Васнецова и т.д.). Просить рассказать о том, что видит, узнать, нравится ли ему, что конкретно нравится. После пяти лет сензитивный период заканчивается. К семи годам ребёнок, как правило, готов к дальнейшей социализации в школе.

В этом возрасте главное – не потакать капризам малыша, дать ему понять, что он – не центр вселенной. Если не удастся привить ему элементарное понимание того, что можно и чего нельзя, потом справиться с ним будет очень трудно, а эмоциональные всплески будут продолжаться всю жизнь. Этот период очень важен в жизни ребёнка. Ибо то, что происходило с ним в этом возрасте, отразится на его дальнейшей судьбе. Если ребёнку не хватало кальция, его кости навсегда останутся хрупкими. Если не хватало родительской любви и заботы, он до конца жизни будет чувствовать себя обделённым, и будет испытывать огромные трудности в общении с людьми, в приспособлении к социальной среде. Если в этом возрасте ребёнку не будет хватать пищи для души – вся его жизнь может пройти впустую, он может так и никогда не понять, для чего родился и ради чего жил.

От 7 до 14 лет.

Ребёнок в этом возрасте начинает осознавать своё внутреннее «Я» и отделять себя от окружения. Одновременно и постепенно в нём пробуждается потребность оценивать, рассуждать, вести себя как взрослый и стремиться, чтобы таковым его и воспринимали. Внутренний диалог заменяется диалогом с внешним миром. Свой вклад в этот значительный перелом в сознание вносят телевидение, школа, семья, окружающая среда, то есть, вся система воспитания, система норм и принципов социального поведения, а также законов, отражающих конкретную жизненную действительность, которую он должен постепенно осваивать.

В этом возрасте чрезвычайно важна роль родителей и взрослых как учителей и наставников, чей авторитет опирается не на показательную порку или показательное поощрение, а на глубокое взаимное доверие, когда есть тот, кто знает больше. В ребёнке пробуждаются энергетические ресурсы и потенциалы, поэтому он становится очень активным, динамичным, подвижным, причём такими же динамичными, активными и подвижными становятся его ум, внутренний мир. Мало кто из взрослых замечает пробуждающийся в этом возрасте духовный голод, растущую жажду познания. Ребёнка интересует всё – от устройства мира до строения автомобиля. Его любознательность животрепещуща, искренна, заразительна. Она даёт замечательную возможность родителям тряхнуть стариной, вернуться в молодость, почувствовать неподдельный интерес к тому, что происходит.

В этом возрасте происходит кризис 7-8 лет. Это кризис начала социализации. Ребёнок идёт в школу, игровая деятельность сменяется учебной. Это новый для него род деятельности. А к новому нужно привыкнуть, адаптироваться. Детям в этом возрасте очень важно одобрение и поощрение. Но и критика (конструктивная) должна быть обязательно. Но она критика по существу. Ровным счётом, как и одобрение. Критиковать мы можем ребёнка только за его поступки. Не ты плохой, а ты плохо поступил. Человек не может быть плохим. Плохими могут быть его поступки. Уже необходимо в этом возрасте давать ребёнку некоторую самостоятельность:  выполнять несложную работу по дому, приучить ходить его в ближайший магазин за хлебом, давать посильные поручения, чтобы он не чувствовал себя уникальным комнатным растением, а понимал, что он равноправный член семьи и общества, что когда-то и на его плечи ляжет забота о семье. Игра в этом возрасте ещё имеет огромное значение. Пусть играет. В игре познаётся жизнь. Обучение в форме игры – отличная возможность привить ребёнку желание учиться. Не нужно зацикливаться на полученной отметке. Если у ребёнка что-то не получается, и за это он получил низкую отметку, ругать его не стоит. Нужно просто помочь ему сделать так, чтобы получилось. Нужно внушить ребёнку, что ученик для того и учится, чтобы совершать ошибки и на своих ошибках учиться. Тот, кто не ошибался, ничему не научился. Очень частотны страхи: страх сделать ошибку, страх наказания, страх оценивания. Ребёнок, у которого такой страх превалирует, будет иметь заниженную самооценку и низкий уровень притязаний. Он не сможет полностью раскрыть свой потенциал. Страх будет сковывать его. И родительские запреты, постоянное «нельзя». Говоря «нельзя» очень часто, мы думаем, что спасаем нашего ребёнка. Неправда, мы выращиваем труса. «Нельзя» нужно говорить только в действительно опасных для здоровья и жизни ребёнка ситуациях. Ребёнок должен иметь некоторую свободу действий. Мы не вырастим из девочки хорошую хозяйку, если не будем давать ей возможность помогать нам по хозяйству, ссылаясь на то, что она может что-то испортить, сделать что-то не так и т.д.

Очень важно в этом возрасте привить у детей чувство уважения к старшим. Мальчики в этом возрасте начинают копировать поведение своих пап. Девочки – мам. Как мы себя ведём, что мы говорим, как мы относимся к другим, дети видят и запоминают. Неважно, что мы им при этом говорим. Если отец, держа в руках дымящуюся сигарету, читает сыну проповедь о том, что курить вредно и опасно для жизни, он добьётся лишь того, что сын будет считать его лжецом. А разве не так? Говорит одно, а делает другое. Мало того, что сын будет курить, он ещё будет лгать. Родители иногда обсуждают учителей при детях, или, например, когда ребёнок находится в другой комнате, играет с другими детьми, и, кажется, их не слышит. Поверьте, слышит! Услышав, наматывает на ус: «Марь Иванна далеко не ангел, она не такая хорошая, как я раньше думал». Обсуждением учителей в присутствии детей вы приучаете детей не уважать учителей, как и, впрочем, других взрослых. Вы поговорили, обсудили и забыли. А ребёнок запомнил и сделал выводы. А потом мы удивляемся, почему наш ребёнок хамит, почему он сбегает с уроков, дерётся, огрызается и т.д. Представьте, каким вы хотите видеть своего ребёнка? Перечислите качества.

Добрым? Дружелюбным? Настойчивым? Уверенным в себе? Образованным? Культурным?

Эти качества с неба не упадут. Не вырастут сами по себе. Их нужно растить вам, дорогие родители.

Как? Личным примером.

Подумайте, а у вас эти качества есть?

Если папа ругается с соседом по лестничной клетке, в маршрутке не уступает места женщинам, не подаёт женщине руки, ругается матом и т.д., то и сын будет поступать также. Потому что папа – самый близкий и понятный пример мужского поведения.

Если родители в семье не читают, то и ребёнок не будет читать.

Если вы сами в театр и кино не ходите, то заядлого театрала не вырастите и т.д.

Самое главное – ваш личный пример. А это – дело очень трудное, потому что придётся самих себя растить, изменять.

И ещё. Необходимо любить своего ребёнка.

А это непросто. Это не значит, что нужно его баловать, возить по заграницам и мировым курортам, покупать ему всё, что он ни пожелает, Нет, это совсем не любовь. Любовь – это труд. Каждодневный, кропотливый. Это разговоры по душам, это совместные хобби, это объятия, это принятие ребёнка таким, какой он есть, это смирение и вечное прощение, это умение усмирить свой гнев при виде двоек в дневнике, это совместный труд, привитие трудовых и учебных навыков, это желание своему ребёнку счастья стать настоящим человеком.

УДАЧИ ВАМ!



Развитие субъектности учащихся

Основной задачей школьного обучения является формирование личности ученика, тех его качеств, которые помогут ему в дальнейшей социализации, да и в принципе во всех сферах жизнедеятельности. Другими словами, мы должны воспитать Человека. Это очень почётно, но и необыкновенно тяжело.

Современная педагогика выделяет качество, лежащее в основе всех ключевых компетенций – субъектность.

Что же это такое? Субъектность – это психологическое образование, основу которого составляет отношение человека к себе как к деятелю.

Это человеческая способность самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность. Она позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующее и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми.

Это основа личности, способность человека выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностями.

Субъектность определяется в активной творческой позиции человека при решении жизненных задач, в способности к саморегуляции и саморефлексии собственного труда, в умении быть ответственным за собственные действия, а в широком смысле – за собственную деятельность.

На сегодняшний день есть 2 точки зрения на субъектность ребёнка.

1.       Ребёнок – изначально объект обучения.

2.       Ребёнок – изначально субъект обучения. Но сначала он «слабенький» субъект. Год за годом, благодаря социальному обучению и воспитанию, ребёнок постепенно восходит к субъектности.

Современная психология склоняется, безусловно, ко второй точке зрения. И, считается, восхождение ребёнка к субъектности должно происходить под началом его учителя, человека, который сможет помочь ему в этом, создаст уникальную образовательную среду для развития такого системного качества, как субъектность – основы основ процесса успешной социализации личности.

Тренер и учитель, безусловно, воздействуют на формирование личности учащихся, но точечно, на своих тренировках и уроках. Процесс развития субъектности же идёт постоянно, не только на уроках, но и на культурных, досуговых мероприятиях, во внеурочное время. И здесь очень велика роль воспитателя, своеобразной второй мамы класса.

Как же развивать эту самую пресловутую субъектность?

Сначала нужно понять, ЧТО нам нужно развивать. Ведь субъектность – системное качество. Она не является чем-то обособленным от черт характера, например. Составляющие субъектности: творческость, уникальность, общение (понимание и принятие другого), рефлексивность, самостоятельность, активность, саморазвитие, свобода выбора и ответственность за него. Именно эти качества нам нужно развивать в наших воспитанниках. И львиная доля труда достаётся классному руководителю.

На развитие каждого из данных качеств может быть направлен ряд мероприятий как обучающего плана, так и воспитательного характера. Это могут быть тематические классные часы, обучающие и ролевые игры, проблемные ситуации, всевозможные гостиные – «Музыкальная», «Литературная», «Философская», «Поэтическая» и т.д. Никто и никогда не заменит слова учителя. Разговоры по душам, совместная деятельность и т.д. Максимальное использование активных методов обучения и, прежде всего, исследовательского и метода проектов. Сейчас выпускается огромное количество учебных пособий, книг по развитию этих качеств. Главное здесь – активность и заинтересованность классного руководителя. Главное – цель, которую ставит перед собой учитель. Отработать положенные часы, потерпеть как-нибудь и радостно, либо тяжело вздыхая, выйти из школы и пойти домой. Либо -  воспитать Человека. Взрастить из маленького, неокрепшего физически, психически и духовно организма самостоятельного, умеющего ставить цели и успешно решать их, активного, умного и мыслящего человека.

Если учитель ставит перед собой цель № 2, то сам собой напрашивается вывод – он сам должен быть субъектом. Это основное условие.

И в заключение - небольшая притча:

Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.

- Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?

Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:

- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!

Во всём должна быть мера. Умеренность, умение держаться золотой середины, разумность – тоже  составляющие субъектности.



Семейные традиции на службе у педагога

В последнее время психологи и педагоги много говорят о психофизическом здоровье своих подопечных. И это правильно. Потому что сейчас слишком малый процент детей может похвалиться отменным здоровьем. Детские учреждения здравоохранения, в частности больницы, переполнены больными детьми. Причём заболевания, с которыми обращаются за помощью к врачам родители со своими чадами, это далеко не «безобидные» гриппы и ОРЗ. Высок процент детей с серьёзными сердечными и эндокринными патологиями, почечными проблемами. Детей, страдающих  хроническими желудочно-кишечными заболеваниями, такое огромное количество, что впору хвататься за голову.

Разговорившись в больнице с мальчиком 13 лет, страдающим хроническим гастритом, я поразилась его смирению перед болезнью. Грустно, совсем как взрослый, улыбнувшись, он произнёс: «Да, я уже 9 раз глотал эту самую трубку, да, я уже много лет лечусь в гастроэнтерологии, а что делать, придётся терпеть всю жизнь, так мама сказала». На мой вопрос: «Хотел бы ты изменить ситуацию, попытаться выздороветь?» он посмотрел на меня как на ненормальную и ответил: «Вы что, не знаете, что это НЕВОЗМОЖНО вылечить!»

Я была шокирована его ответом, его поведением. Ведь это же просто подросток, бывший ребёнок, приоритетом которого должен быть оптимизм и вера в то, что он бессмертен и может решить любые проблемы!

Но всё оказалось не так просто.

И мне захотелось узнать, почему у нас так велик процент детей, болеющих ревматизмом сердца, имеющих сердечные пороки различной тяжести, сниженный практически до нуля иммунитет и т.д.

Я прочитала большое количество разнообразной литературы. В основном всё там сводилось к абсолютно правильной мысли: все болезни тела от болезней души.

Всё так. Но почему детские души болеют? Ведь не в военное время живут. Нет голода, холода, разрухи. Наши дети обуты, одеты, иногда так, что нам и не снилось. Почему так процветают психосоматические заболевания?

Да, очень плохая экологическая сиуация. Не поспоришь. Да, продукты отвратительного качества с разными химическими добавками. Но человеческий организм имеет очень важную особенность: адаптацию. Мы адаптировались к изменению радиационного фона Земли, к озоновым дырам, к всемирной загазованности и т.д. Что нам какие-то продукты питания? Ерунда! Так в чём же дело?

Я думаю, что одной из реальных причин повышения общей заболеваемости детей является некрепкая семья. На данный момент в обществе происходит обветшание семейного института. И первыми под уничтожение, разрушение попали семейные традиции и ритуалы, поддерживающие её прочность, жизнестойкость.

Для чего и каким образом создавались семейные традиции?

Скорее всего, всё происходило спонтанно, само по себе. Когда семья крепка, и люди, живущие в ней, любят и ценят друг друга, им хочется находиться вместе, общаться, делиться своими интересами, мыслями, чувствами, переживаниями, удачами и неудачами. Традиции – самое естественное и оптимальное решение задачи семейного сближения.

Традиционные вечерние чаепития, совместные просмотры любимых фильмов и телепередач с последующим их обсуждением, воскресные походы в лес, на лыжах, коньках, на речку и т.д., -  всё это является прекрасным цементом, скрепляющим союз любящих сердец, родных душ.

Семейные традиции и ритуалы создавались  также не только для усиления родственных уз, а  ещё и для того, чтобы человек, через повторение красивых, приносящих удовольствие, несущих определённый, иногда даже сакральный (Рождество, Пасха, Новый год и т.д.) смысл, обретал ощущение устойчивости мира, в котором он живёт, спокойствие и значимость своей индивидуальной жизни, явственно ощущал собственную причастность своему роду, семье, человечеству в целом.

Благодаря семейным традициям и ритуалам ребёнок обретал целостность, гармонию с окружающим миром, а, значит, психологическую защищённость. Потребность в защите – одна из базовых человеческих потребностей (по А. Маслову). Если она не удовлетворена, ни о каком физическом здоровье не может быть и речи, не говоря уже о духовном росте, психическом развитии.

Разрушающийся институт семьи и брака, когда люди отрываются от своих корней, являются «Иванами, родства не помнящими», не умеют создавать родственных уз, строить семейные отношения, первым делом приводит к вырождению традиций и ритуалов. Дети, растущие в таких семьях, не чувствуют стабильности. Их мир шаток, постоянно стремится к разрушению. Отсюда – болезни как реакция на нестабильность.

А ведь сама природа нам подсказывает, как необходимо жить в этом мире. На Земле происходит смена времён года, дня и ночи и т.д. Неуклонная, постоянная  цикличность – один из законов природы. Человек – часть природы и должен жить по её законам. Раз природой нам предписывается соблюдать циклы, мы должны это делать, для того, чтобы быть целостными, здоровыми, гармоничными. Именно традиции лежат в основе соблюдения внутрисемейных циклов. Педагог как никто другой должен понимать это и объяснять родителям своих воспитанников.

Иногда иллюзорное семейное благополучие рождает видимость счастья. Люди, уже ставшие друг другу чужими, пытаются сохранить то, что осталось. Цепляются за уходящее, хотят показать окружающим, что у них всё хорошо. Но, как правило, именно утерянные традиции и забытые ритуалы являются показателем разрушения семьи.

Спросите у своих воспитанников или их родителей, есть ли у них семейные традиции и ритуалы, и какие они. Если это формальное «отмечание» Нового года, 8-го Марта, дней рождения, а традиций уникальных, рождённых именно в этой семье и передающихся из поколения в поколение, нет, это говорит о том, что семья нестабильна, и психофизическое здоровье ребёнка под угрозой.

Ещё нужно отличать «живые» традиции от «мёртвых».

«Живые» традиции всегда приносят свет, радость, счастье. Их лелеют, оберегают. Они являются своеобразными маячками, на которые слетаются все домашние.

«Мёртвые», отжившие традиции или традиции, созданные искусственным путём, нехарактерные данной семье, её устоям, жизненным принципам, не проживаются, исполняются формально, малоэмоционально, без желания.

Один из моих воспитанников как-то мне сказал: «Завтра у папы день рождения. Вот беда, надо подарок дарить. Вообще не понимаю, зачем весь этот бред?» О каких традициях в этой семье может идти речь? Ребёнку не было привито уважение к членам семьи, у него нарушена духовная связь с отцом, главой рода. День рождения человека – это день прихода его в этот мир, очень знаковый, энергетически сильный день, когда именинник своим «деньрожденческим светом» насыщает всех близких ему людей. В этот день человек изначально получил право на любовь, принятие, ласку, внимание и заботу. Ведь самые крепкие узы – узы любви и заботы. Что могут дать родители этого мальчика своему ребёнку? Какую любовь, если даже День рождения считают ненужной формальностью и даже обузой. Ребёнок, выросший в такой  семье с обесцененными традициями, ничего не сможет привнести в свою семью, если, конечно, он её создаст, что далеко не факт.

Поэтому задачей педагога должно стать информирование родителей воспитанников о первостепенной важности сохранения и соблюдения уникальных внутрисемейных традиций. Это может быть выступление педагога на родительском собрании, написание брошюры для родителей, проведение «Родительской гостиной» и любого другого мероприятия, имеющего целью сплочение семьи, а, значит, сохранение здоровья воспитанников.

Также очень важен собственный пример педагога. Детский коллектив – это большая семья. Придумайте для своего коллектива несколько красивых, символичных, насыщенных смыслом традиций, ритуалов. И неуклонно их соблюдайте, дабы подарить воспитанникам ощущение стабильности и гармонии. Ведь если в семье не прививают традиции, то это не значит, что в учебном коллективе это тоже делать не нужно. Наоборот, очень даже нужно! Душа ребёнка очень пластична, она быстро обучается новому. Подарите вашим воспитанникам праздник, счастливые мгновенья, а с ними  капельку любви, частичку вашего сердца, и, значит, немножко здоровья.